Точки роста на туристической карте региона

Над растиражированной фразой «миллион туристов в год» многие иронизируют. Однако эта цифра зафиксирована в Стратегии развития туристской отрасли Ульяновской области до 2030 года, которую с начала года разрабатывает региональное Агентство по туризму.

- Действительно, в Стратегии мы ставим себе эту цифру. И оптимизм наш обоснован, - говорит директор ОГКУ «Агентство по туризму Ульяновской области» Юлия Скоромолова. – Мы понимаем, что культурный исторический потенциал нашего региона огромен. Другое дело сможем ли мы миллион туристов принять, исходя из нашей инфраструктуры сегодня? Вот здесь я скажу, что нет. Если бы сейчас к нам приехало миллион туристов, мы бы не смогли их разместить в тех достойных отелях – 3-х - 5-тизвёздочных, в которые они бы захотели заселиться. Для того чтобы миллион туристов всё-таки приехал в Ульяновскую область, нам необходимы уникальные экскурсионные предложения и подготовка инфраструктуры. Эти процессы параллельные. Для этого в Стратегии мы прописали все этапы работы. Сейчас исходим из цифры 400 тысяч туристов, которые посетили регион в прошлом году. Сюда, конечно, входят и бизнес-туристы, и те, кто приезжает на спортивные мероприятия. Мы понимаем, что 400 тысяч туристов в год - это неплохо, но немного.

Так что у нас есть потенциал для роста. В 2016 году Российская Федерация ожидает рост внутреннего туризма ненамного, всего на 5%. Всплеск был в предыдущие два года. Но мы ожидаем рост в 10-15%, потому что наш регион реализует определённые приоритетные проекты: это и «Красный маршрут», и «Музей СССР». Уже сейчас многие туристы, приезжая к нам, спрашивают, где же у нас этот «Музей СССР». Поэтому приходится объяснять, что процесс его создания только запущен, но у нас есть объекты, которые в принципе можно было бы назвать «Музеем СССР» 1970-го года. На самом деле к 100-летию со дня рождения Ленина в Ульяновске за короткий срок действительно был построен самый первый туристско-рекреационный кластер в стране. Тогда ведь перестроили практически весь город для того, чтобы сделать его привлекательным для туристов. Это был огромный ценнейший опыт. Как видите, мы уже с этим справились однажды. Я думаю, что справимся и второй раз.

- Понятно, что туристскую инфраструктуру не построить только за счёт бюджетных вливаний, нужны ещё и частные инвестиции. Интересен ли региональный туризм инвесторам?

- В мировой практике туризм является одной из самых рентабельных сфер экономики, поэтому частный бизнес охотно вкладывается в сферу туризма, если он понимает, что ожидается определённый туристический поток. Собственно, это касается и нашего региона. Те гостиницы, которые были построены у нас за последние два года, говорят о том, что загруженность их владельцев устраивает. Ну если она их устраивает, значит, у них есть прибыль, а значит, они могут развиваться дальше. Это точные данные. Независимо от стоимости, «звёздности» отеля отельеры отчитываются о достаточно приемлемых для них прибылях.

Но, говоря об инфраструктуре, конечно, мы не должны ограничиваться отелями. Сюда относятся и кафе, в которых туристы могут поесть и почувствовать себя комфортно в той обстановке, в которую они окунаются. И ресторанная отрасль вызывает интерес у инвесторов.

Стоит отметить некоммерческую часть инфраструктуры – это указатели, различные оформления прогулочных зон, которые, естественно, прибыли не приносят. И над этим мы тоже сейчас работаем.

Я напомню, что наш регион вошёл в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации 2011-2018гг.» с проектом культурно-туристский кластер «Музей СССР». Этот проект будет касаться центральной части города Ульяновска, въездных «ворот» и наиболее близких к городу районов – Старомайнского как рекреационной зоны отдыха и Ульяновского, где находится интересный экскурсионный объект Ундоры.

Подразумевается, что в рамках этого кластера будет реконструирован не один объект туристской отрасли, а многие: это и гостиницы, какие-то кафе, также построены новые объекты туристского притяжения: развлекательные центры, парковые зоны и так далее. Конечно же, сюда войдёт и парк «Дружбы народов». Я думаю, что результаты этого процесса мы увидим в ближайшие два года.

Но по программе ФЦП из федерального бюджета выделяется лишь часть средств, порядка 25% от общей суммы. Они идут на подготовку инфраструктуры: подведение воды, газа, света, дорог. Понятно, что на сами объекты деньги должны найтись у инвесторов. И мы сейчас активно работаем  с инвесторами для того, чтобы выстроить систему государственно-частного партнёрства в рамках данного проекта. Механизмы сейчас прорабатываются управляющей компанией «Ульяновсктуризм» и все заинтересованные инвесторы уже имеют информацию у себя: каким образом войти в проект, каков механизм получения средств на компенсацию затрат, связанных с созданием инфраструктуры. Первое финансирование по проекту ожидается в конце 2016 года. Основная часть средств поступит в 2017-2018 годах.

- Какие-то другие туристические проекты в рамках государственно-частного партнёрства будут реализовываться?

- Если в перспективе мы войдём с новым проектом туристического кластера «Сенгилеевские горы» в федеральную целевую программу от Ростуризма, то опять же взаимодействие будет также складываться на механизме государственно-частного партнёрства. Как раз совсем недавно на совещании в Сенгилеевском районе мы обсудили тему развития туристской сферы в этом районе и подняли вопрос о строительстве горнолыжного курорта «Сенгилеевские горы» на этой территории.

В общем-то, этот проект на слуху уже несколько лет, но пока даже на стадию разработки бизнес-плана не вышел. Мы видим заинтересованность  определённых инвесторов в этом проекте. Но мы понимаем, что этот проект должен реализовываться не как единичный проект и не как строительство одной лишь базы, а войти в определённую территорию, которая могла бы развиваться вместе с этим горнолыжным курортом. По результатам совещания было принято решение формировать там туристско-рекреационный кластер.

Представители администрации Сенгилеевского района уже провели переговоры с одной из круизных компаний. Теплоходы смогут заходить в Сенгилей уже со следующего года, если будут созданы определённые условия. Администрация района изыскала средства для реконструкции набережной и «зелёной стоянки». Мне кажется, именно эти объекты могли бы быть привлекательны для туристов и оживили туристическую жизнь города. Здесь как раз бы пригодился бренд «Сенгилей – блинная столица», потому что туристы с теплоходов хотят не просто выйти и постоять на суше. Гостям города смело можно было бы предложить и блины с разнообразной начинкой, и развлекательные мероприятия. Всё это, как правило, бывает востребовано.

- Какие маршруты пользуются наибольшей популярностью и являются своего рода “визитной карточкой” Ульяновской области?

- Не могу назвать такие маршруты, которые были бы «визитной карточкой» региона, поскольку каждое турагентство, каждый туроператор   пропагандирует свои. Мы понимаем, что один из брендов нашего региона – это родина Ленина. И Ленинский мемориал гордится своими программами. Но у нас очень богатое и литературное наследие, связанное с Гончаровым, Карамзиным, Языковым, Аксаковым, Минаевыми и так далее. И музеи, которые являются ещё и туроператорами, пользуются этим. Так, у историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» есть интересный маршрут «Ё-моё!», который они продают очень успешно туристам с теплоходов и возят здесь их по нашим объектам в течение трёх часов. А у Краеведческого музея, например, есть замечательные квестовые программы для детей. Поэтому мне сложно назвать маршрут, который был бы «визитной карточкой» региона. Точнее, наверное, сказать у нас есть целый портфель брендов. Туроператоры соседних регионов признают, что программы по Ульяновску и Ульяновской области – одни из самых богатых на содержание объектов показа, поэтому они всегда с удовольствием возят к нам туристов.

Но опять же мы понимаем, что инфраструктура очень важная часть в развитие вообще сферы туризма. Маршрут, конечно, это такая идеологическая основа, и она должна быть. Но туристу хочется чувствовать, что его здесь ждут и что к нему готовы.

- Помню, весной приезжали представители турагентств из Тольятти  Самарской области и так аппетитно рассказали, как у них развивается событийный туризм, что стало даже немножко завидно. У нас есть развитие в этом направлении?

- Событийный туризм, конечно, и у нас развивается. В регионе  в течение года проходит более 30 крупных мероприятий разной направленности. Здесь я имею в виду не только культурные фестивали, это и спортивные мероприятия, и тематические с промышленным уклоном. Например, тот же МАТФ. Чем не событийное мероприятие? На самом деле это грандиозное событие, оно собирает тысячи людей. Это же туристы, которые приезжают, чтобы поучаствовать в мероприятие и ещё возможно что-то осмотреть, к примеру, территорию авиастроительного завода.

Другой вопрос, что не каждое событие является туристическим. И, наверное, в регионе сделать каждый из 30 событий туристическим очень сложно. Поэтому мы планируем сделать акценты, посмотрим, что же является уникальным в том или ином событии, чем оно отличается от других подобных событий, и сделаем так, чтобы туристы не только из соседнего района, а региона приехали к нам сюда на то или иное событие. Для этого мы на выставке «Отдых на Волге» провели обучающие семинары под руководством Геннадия Шаталова.

- «Красный маршрут» сейчас на слуху, тоже хотела затронуть эту тему. Кстати, ульяновцам можно ли самим испробовать на себе «Красный маршрут» и проехать по нему?

- Ульяновцам проехаться в принципе возможно. Вообще интересный вопрос вы задали. Наверное, стоит запустить этот маршрут для своих родных ульяновцев. На самом деле мы уже разработали новый продукт «Красный маршрут – патриотический» для граждан нашей страны. В тестовом режиме предложили некоторым операторам из регионов, но пока нет откликов. Видимо, продукт непонятен, может, требуются какие-то мероприятия по его внедрению. Сейчас всё-таки «Красный маршрут» нацелен на основную аудиторию - туристов из Китайской народной республики. Я думаю, более активную работу по привлечению по этому маршруту туристов нашей страны мы будем вести уже с осени.

Недавно, к слову сказать, состоялось совещание в Ростуризме по теме развития и продвижения «Красного маршрута» и встал вопрос о целевой аудитории. Многие представители регионов высказываются за то, что всё-таки нужно расширять аудиторию, конечно, делая акцент на китайских туристах, но не забывая о своих. Причём, не забывая ещё о европейцах, которым традиционно интересна Россия. Ведь по въезду на территорию Ульяновской области всё-таки лидируют туристы из Германии. Но им опять же нужно правильно подать этот «Красный маршрут». Напомню, над формированием маршрута и подачей его для китайских туристов – достаточно сложной аудитории со своими потребностями и запросами, мы занимаемся третий год. Признаюсь, много сил уходит, чтобы с ними работать, но мы не отчаиваемся. Возможно, когда мы поймём, что поток налажен и всё гладко, наверное, бросим свои силы и на привлечение туристов из других стран. Но, повторюсь, пока наша целевая аудитория по «Красному маршруту» - это китайские туристы.

Вообще на самом деле приток туристов из Китая, которые приезжают смотреть культурные достопримечательности, в регионы России очень невелик, около полмиллиона в год. Они всё-таки предпочитают останавливаться в Москве и Санкт-Петербурге. Все остальные – это бизнес-туристы, которые приезжают сюда в командировки, большая их часть едет на Дальний Восток. Заманить китайских туристов в регионы сложно. Но мы продолжаем активно работать в этом направлении.

Ирина Антонова

Полную версию интервью смотрите на сайте ulpravda.ru в рубрике «Актуальное интервью».

 

 

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

747 просмотров

Читайте также