Кен Рихтерс: Миссисипи рядом с Волгой - коротышка

«Слухи о моей смерти сильно преувеличены!» - воскликнул классик американской литературы Марк Твен, прочитав однажды в одном из журналов некролог на самого себя. Ульяновцы смогли убедиться, что Твен и сегодня живее всех живых.

Благодаря визиту в наш город американского актера театра и кино Кена Рихтерса. В рамках программы VI Международного культурного форума в Ульяновске американец представил моноспектакль «Марк Твен в России». Перед началом представления «Ульяновская правда» накоротке пообщалась с актером, которого считают официальным двойником великого американского писателя.
Рихтерс был уже в образе, из которого редко выходит последние 35 лет. Только когда спит. Поэтому поговорить довелось сразу с двоими: Кеном и Марком. И такое раздвоение личности благодаря мастерскому мгновенному переключению лицедея из США нисколько не напрягает ни его самого, ни собеседника… Выступать на сцене он начал еще в начале 1970-х. Преимущественно в качестве певца и танцора в различных театрах Новой Англии. Но скоро в рамках одного жанра ему стало тесно. Знай он тогда, что станет актером одной роли… Зато какой! Марком Твеном он был уже более тысячи раз. Причем не только на родине писателя в США. Но и в Канаде, Европе. И даже на Украине, правда, еще до рокового расколовшего мир майдана.
- Сегодня большинство россиян склонно думать, что именно Америка поссорила, стравила два братских славянских народа…
- Меня в последнее время часто об этом спрашивают. Я не берусь комментировать, поскольку не лезу в политику слишком глубоко. Мое участие в политической жизни США ограничивается несколькими консультациями для ряда американских сенаторов по актерскому мастерству, умению говорить и держать себя на публике. Могу процитировать Марка Твена: «Америка многим обязана России, она является должником России во многих отношениях, и в особенности за неизменную дружбу в годы ее великих испытаний. С упованием молим, чтобы эта дружба продолжалась и в будущем». А от себя добавлю: мои выступления в России состоялись во многом благодаря совместным усилиям МИДа вашей страны и посольства США. Так что слухи о непримиримой вражде Америки и России, о новом «железном занавесе», как мне кажется, сильно преувеличены.
- Говорят, вы минимально пользуетесь гримом. Но иллюзия, что перед нами сам мистер Твен, полная.
- Значит, задача перевоплотится в писателя, каким он был в свои поздние годы, выполняется.
- Почему вы выбрали именно этот период в жизни американского классика?
- Потому что именно таким он известен большинству по хрестоматийным портретам и фотографиям.
- Программа ваших выступлений с годами меняется?
- Обязательно. В Ульяновске, например, воссоздаю дословно одну из прославивших Твена во всем мире юмористических публичных лекций о человечестве, политике, образовании. Сам он их называл «The damned human race» («Проклятая человеческая раса»). Использую цитаты из его опубликованных работ и стенограмм 1900 года… (Перевоплощается.)Кажется, 106 лет назад я умер, так люди говорят. И от этого я не очень-то счастлив. Хотелось бы быть живым. Так что я есть, и вот я здесь перед вами.
- Многие ваши российские коллеги-актеры часто переживают, когда становятся заложниками одной, пусть даже очень хорошей роли…
- Я играю Марка Твена с удовольствием и без комплексов. Потому что это был не просто умный, а остроумный человек…(Перевоплощается.) И потом я уже далеко не молод. А, как известно, пожилому человеку позволено говорить немного больше, чем молодым… (Перевоплощается.) Мне это нравится. Я принимаю выбранный образ как самого себя. Эта игра  не только удовольствие для меня. Это такое особенное представление моей страны. Ведь я таким способом несу позитивное настроение, доброту и смех, что само по себе не так уж и плохо…
- Какое качество Твена Рихтерсу хотелось бы позаимствовать?
- Скромность у меня отсутствует начисто… (Перевоплощается.) Так говорил о себе Марк. Я скромен и в выразительных средствах, и в быту. Очень стараюсь походить на моего персонажа не только внешне, но и следовать его привычкам. Однако… Как известно, писатель увлекался курением трубки. Друзья иногда говорили: в кабинете стоит такой табачный дым, что самого Твена в нем уже нельзя разглядеть. Я перманентно борюсь с этой вредной привычкой. Иногда получается. Как в известном афоризме Твена: «Нет ничего проще, чем бросить курить! Я делал это тысячу раз…».
- Как Твен ощущает себя на родине Гончарова?
- Посетить родной город великого русского писателя и выступить в нем - это возможность, перед которой невозможно устоять. Мы с Гончаровым использовали свой талант, чтобы раскрывать и сравнивать социальные условия наших стран, часто освещая их глазами непритязательных персонажей, которые помогают читателю лучше понять свою ответственность за общество и мир, в котором они живут... Сравниваю Волгу и Миссисипи. Сравнение не в пользу главной реки моей страны. Миссисипи, хоть и главная и самая длинная река США, рядом с Волгой она - коротышка. И еще я знаток, любитель и гурман молочных продуктов. Так вот в Ульяновске удалось кое-что попробовать. Здесь они необыкновенно вкусны и питательны.
- Как оценивает Марк Твен современный мир?
- Отвечу опять же цитатой, которая как нельзя более актуальна к тому событию, которое сегодня обсуждают и в России, и в Америке… (Перевоплощается.) Если бы от избирателей что-то зависело на выборах, нас бы туда просто не пустили…

Иван Камышев, "Ульяновская правда" от 27 сентября 2016 года

 

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

644 просмотра

Читайте также