20 апреля | 14:00

Кто удержит поэта на земле?

Прочитала очередной отчет об очередном мероприятии – и стало грустно и горько. Опять мы превоз­носим – с пафосом и умилением – человека, которого уже нет на белом свете. Его нет, а вокруг име­ни разворачивается прикультур­ная суета, выдумываются целые проекты. И его организаторы, и участники просто захлебываются от восторга: ах, какой был талант!

Поэт Анатолий Чесноков писал замечательные стихи, но был человеком непутевым, сложным, заброшенным всеми. В последние годы его часто можно было встре­тить в центре города в грязной, ме­стами порванной одежде, непри­чесанного, нетрезвого, с авоськой, в которой болтались непонятные продукты, бутылка и – растрепан­ная рукопись со стихами. Поспав на городских лавочках, он заходил в редакции, в библиотеку, просил в долг. А потом уезжал в деревню, где и обитал в одиночестве.

Когда он умер, стало очень легко вспоминать об ушедшем талантли­вом поэте. И, как водится, – понес­лось! Недавно в Карсуне прошли очередные Чесноковские чтения. Читаю отчет о мероприятии. «По традиции собрались друзья, по­читатели таланта поэта, ученики и учителя, библиотечные работни­ки. У каждого есть свои любимые строчки поэта, каждый посвятил его памяти свои стихи. Откровением (!) для собравшихся стало выступле­ние заведующей информационно-библиографическим отделом Кар­сунской библиотеки. Ее сотрудники издали «Персональный библиогра­фический указатель произведений и литературы о жизни и творчестве А.П. Чеснокова. Указатель состоит из четырех частей».

И это еще не все. Конечно, ульяновские поэты делились свои­ми воспоминаниями о Чеснокове. Конечно, на его стихи самодель­ные композиторы насочиняли песен, которые прозвучали во вре­мя чтений. Ученики Теньковской школы решили собрать средства и установить памятник на могилу Чеснокова, на котором выбита надпись «Народный поэт».

Знал бы Анатолий обо всей этой суете… Думаю, не поверил бы – в той жизни, которую он вел. Да и не приходило никому в голову при его жизни устраивать такие вот «чтения». «На земле его держала Поэзия» – так назывался посвя­щенный ему вечер. Поэзия, может, и держала, а вот люди… Люди брезгливо морщили нос, в лучшем случае равнодушно смотрели или делали вид, что не замечают. По­тому и погиб – нелепо, глупо, рано. И поэзия не удержала...

Да, каждый человек сам творец свой судьбы. У Чеснокова не по­лучилось, видимо, бог не оделил ничем, кроме поэтического дара, – ни волей, ни силой духа, ни ответ­ственностью за свой талант. Жиз­нью истинного поэта он «зажил», как ни парадоксально это звучит, после смерти. И сейчас его называют вечным бродягой, бессребреником, поэтом милостью божьей. Красиво. Но красота эта, говоря словами другого замечательного поэта, так и «тонет в фарисействе».

 
 

comments powered by Disqus